Древний Свиток - Салон Магии
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Все виды магических услуг. Гадание на картах ТАРО.
 
ФорумПоследние изображенияРегистрацияВход

 

 Нецах, седьмая сефира

Перейти вниз 
АвторСообщение
Богдан Чертков
Владелец салона магии "Древний Свиток"
Богдан Чертков


Кількість повідомлень : 3951
Очки : 13081
Дата реєстрації : 2013-01-21
Возраст : 31
Звідки : Украина, г.Киев

Нецах, седьмая сефира Empty
СообщениеТема: Нецах, седьмая сефира   Нецах, седьмая сефира EmptyПн Апр 22, 2013 5:43 am

Майкл Грир

Название: NTzCh, Нецах («Победа»)
Божественное имя: YHVH TzBAVTh, Тетраграмматон Цебаот («Господь Воинств»)
Архангел: HANIAL, Ханиэль («Благодать Божья»)
Ангельский чин: ThRShIShIM, Таршишим («Блистающие»)
Астрологическое соответствие: NVGH, Нога (Венера)
Соответствие в Таро: четыре Семерки.
Стихия: Огонь.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Седьмой путь именуется Тайным Разумом, ибо он есть блистающее великолепие всех разумных сил, видимых очами разума и созерцанием веры».
Магический образ: прекрасная обнаженная женщина с длинными распущенными волосами. На голове у нее — венок из темно-красных роз и зеленых листьев; и это — ее единственное украшение.
Дополнительный символ: роза.
Дополнительное название: Врата Таинств.
Цвета: в мире Ацилут — янтарный, в мире Брия — изумрудный, в мире Йецира — яркий золотисто-зеленый, в мире Асия — оливковый, испещренный золотом.
Соответствие в микрокосме: эмоции как одна из функций Руаха.
Соответствие в физическом теле: левое бедро.
Степень посвящения: 4=7, Философ.
Негативная сила: AaRB TzRQ, Ораб Церек («Вoроны рассеяния»).

Для практикующего каббалиста Нецах — в определенном смысле самая важная из всех сфер Древа Жизни. На это указывает, в частности, ее дополнительное название — «Врата Таинств». Как наивысшая из сфер, расположенных под Завесой, она символизирует самый высокий уровень опыта из всех, на которые человеческое сознание может подняться самостоятельно, и максимально возможное приближение к Реальности, какое только доступно падшему человечеству при обычных условиях.
Человеку, воспитанному в западных традициях, это может показаться странным: ведь основное соответствие Нецах в микрокосме — это сложная система реакций, которую мы обычно называем эмоциональной сферой. На протяжении многих веков на Западе преобладало неоднозначное отношение к эмоциональной стороне человеческой жизни. С одной стороны, ведущие культурные традиции Запада определенно отдают разуму предпочтение перед эмоциями; выражаясь языком каббалы, они отклоняются от Срединного столпа в сторону Столпа Формы, что, естественно, влечет за собой утрату равновесия. В западной культуре к эмоциям нередко относятся с недоверием и презрением; многие правила приличия и стандарты поведения требуют от нас скрывать и подавлять свои чувства; делать выбор также принято «рационально», не поддаваясь влиянию эмоций. Подобные установки приводят к тому, что целые города, организации и социальные системы, спроектированные логично и с самыми лучшими намерениями, на поверку оказываются бесплодными и непригодными для человека — только потому, что их создатели не уделяли внимания нашим эмоциональным нуждам.
С другой стороны, вся западная культура пронизана мощным подводным течением, устремленным к противоположной крайности, — тенденцией к возвеличению эмоциональной жизни в ущерб интеллекту. И эта тенденция приводит к столь же катастрофическим результатам, потому что она тоже неуравновешенна. Все эти споры классиков с романтиками и культуры с контркультурой напоминают ссору двух хирургов, один из которых утверждает, что все должны быть правшами, и на этом основании призывает отрезать всем левые руки, а другой — наоборот, стоит за левшей и ампутацию правых рук. И ни тому, ни другому не приходит в голову, что две одинаково функциональные руки куда как полезнее, чем одна!
Разумеется, разрешить этот давний конфликт в западном обществе каббалист в одиночку не может. Однако ему по силам примирить те же враждующие силы двух боковых столпов в самом себе, — и тогда перед ним откроется путь вверх по столпу Срединному. Подавлять и принуждать к молчанию эмоциональную сторону своей природы бесполезно. Точно так же бесполезно и отпускать свой рассудок на волю бурного потока эмоций и во всяком выборе руководствоваться исключительно чувствами. Здесь, как и везде, ключом к духовному развитию служит равновесие — равновесие Срединного столпа; и не достигнув его хотя бы отчасти, маг не добьется в своей работе никаких заметных успехов. Понятно, что одному магу для этого придется уделить эмоциональным проблемам больше внимания, другому — меньше; но в любом случае свою эмоциональную жизнь необходимо будет понять, чтобы вписать ее потребности и возможности в более широкий контекст своего целостного «я».
Из вышесказанного следует, что для работы с Нецах требуется готовность к взаимодействию с мощными энергиями. Нецах расположена в основании Столпа Милосердия, и в ней сторона Древа Жизни, связанная с Силой, достигает максимальной полноты развития. Как наивысшая из сфер, пребывающих ниже Завесы, она воспринимает нисходящую энергию Молнии на более ранней стадии и, следовательно, в наименее рассредоточенном виде, чем все остальные сферы, доступные обыденному сознанию. Поэтому не удивительно, что большая часть символики седьмой сферы непосредственно связана с образами могучей силы.
Однако в символике Нецах есть и другая составляющая. Седьмая сфера на Древе Жизни играет роль объединяющей силы: она связывает воедино те бесчисленные индивидуальные сущности, которые формируются на уровне Тиферет. Сила Нецах — это та сила единения, которую мы, люди, называем любовью. Поэтому в символике Нецах важное место занимают не только образы силы, но и образы любви. Во многих ее символах сила и любовь сочетаются как две стороны единого целого. Истинная природа их союза — одна из сокровенных тайн седьмой сефиры.

Все эти соображения помогают лучше понять традиционную символику Нецах. Изучая ее, не забывайте о том, какую роль играют в устройстве данной сефиры сила, любовь и их взаимодействие.
Название седьмой сферы, «Нецах», в буквальном переводе означает «победа». В самом широком смысле слова победа — это результат эффективного приложения силы: успешное преодоление препятствий и достижение поставленной цели. Но в каббалистической философии это слово употребляется в другом, более узком смысле, означая ту особую «победу», которая составляет определенный этап проявления сущности при нисхождении по Древу Жизни. На том уровне процесса Творения, который соответствует Тиферет, взаимодействие макрокосмических энергий силы и формы впервые породило индивидуальную сущность. При дальнейшем нисхождении этих новорожденных сущностей возникает определенный риск, что они целиком и полностью сосредоточатся в себе, превратившись в закрытый мирок, полностью замкнутый от любых взаимодействий с внешним миром. Основная роль Нецах в процессе Творения — победить эту тенденцию и связать каждую сотворенную сущность со всеми остальными элементами вселенную. Эта победа — победа силы в узком смысле: не силы вообще, а силы единения или, в более привычной нам формулировке, силы любви.
Ту же самую силу выражает в весьма конкретной форме следующий элемент символики — божественное имя Нецах. Это имя, обозначающее наивысшее с точки зрения седьмой сефиры понимание Реальности, — YHVH TzBAVTh, Тетраграмматон Цебаот, что можно перевести как «Господь Воинств». Вторая часть его совпадает со второй частью божественного имени Ход, «Элохим Цебаот». И это, разумеется, не случайно. Напряжение противоположностей между Ход и Нецах сохраняется на всех уровнях проявления двух этих сфер, вплоть до божественного. Выше Завесы напряжение между ними разрешается в гармонии Тиферет, а ниже Завесы служит движущей силой для энергий Йесод, но на уровне самих этих двух сфер проявляется открыто и чрезвычайно мощно.
Суть противостояния между двумя этими подходами к Реальности отражена непосредственно в божественных именах. Имя «Элохим Цебаот» описывает Реальность как единство, рождающееся из множественности, как целое, которое превосходит сумму своих частей. Это пантеистическая точка зрения, представление о том, что все сущее во вселенной — частицы Бога. Божество в данной картине мира воспринимается как имманентное, то есть присутствующее в мире человеческого опыта, а не остающееся целиком и полностью за его пределами.
В божественном имени Нецах выражена противоположная точка зрения. Место сложного имени «Элохим», имени Бога во множественном числе, здесь занимает прямолинейная и непосредственная творческая энергия Тетраграмматона. Второй элемент, «Цебаот», в буквальном переводе означает «воинств», а символически указывает на взаимоотношения Божественного со всеми «воинствами» и сонмами индивидуальных явлений, составляющих мир нашего опыта. Имя «Тетраграмматон Цебаот», образованное двумя этими элементами, описывает трансцендентное Божество, то есть такое, которое пребывает за пределами вселенной человеческого опыта и творит эту вселенную снаружи, а изнутри.
Если принять во внимание природу соответствующих сефирот, то смысл этих двух противоположных представлений о Божественном, станет вполне понятен. В сфере Ход действует разум, воспринимающий мир посредством анализа — разделения объекта восприятия на части и наблюдения за тем, как эти части взаимодействуют между собой. Поэтому образ абсолютной Реальности, лучше всего подходящий для этой сферы, — сложная сеть взаимосвязанных сил, выраженная в божественном имени «Элохим». Эмоции, наоборот, проявляются посредством синтеза, сводя друг с другом разрозненные элементы и связывая их воедино. Поэтому образ Бесконечного, наиболее уместный для сферы Нецах, — могущественный и единый творец, символический представленный Тетраграмматоном. Важно, однако, помнить, что оппозиция между двумя этими божественными именами не исчерпывается их функциями в Ход и Нецах: каждое из них появляется на Древе Жизни трижды, и каждое их появление знаменует новую фазу сложного взаимодействия между этими великими символами.

Имя «Тетраграмматон Цебаот» выражает суть Нецах в мире Ацилут — мире абсолютного бытия, недоступного восприятию. Следующие два символа — архангел и ангельский чин — символизируют энергии Нецах в мирах Брия и Йецира соответственно. Напомним, что мир Брия представляет отражение мира Ацилут в сознании, а мир Йецира — взаимодействие между Реальностью и отражением. Архангел Нецах, Ханиэль, фигурирует в традиционных преданиях очень редко, но его можно определить как присущий сознанию потенциал любви во всех ее проявлениях. Таршишим, «Блистающие», тоже почти не описаны в магической традиции. Они ассоциируются с ясным светом, сияющим, как драгоценные камни, однако эта ассоциация слишком общая — она подходит и ко многим другим элементам и соответствиям Древа. Дополнительное затруднение возникает в связи с тем, что в некоторых текстах ангельский чин Нецах именуется «Элохим»; нередко это вызывает путаницу и даже заводит исследователей в тупик, хотя такое соответствие позволяет связать йециратический аспект Нецах с тем единством творческих сил, символом которого обычно выступает слово «Элохим». Традиционный недостаток внимания к архангелу и ангельскому чину седьмой сефиры вполне может объясняться типичными для западной культуры проблемами с эмоциональной жизнью.
Зато с астрологическим соответствием Нецах связано столько легенд и традиций, что это с лихвой восполняет упомянутый недостаток. Нoга (Венера), проявление Нецах в мире Асия, управляет любовью во всех ее формах и ипостасях, а эта сила слишком могущественна, чтобы можно было сбросить ее со счетов. Впрочем, и символ Венеры, и саму идею любви в западной культуре все-таки ухитрились исказить, ограничив их узкой областью человеческой сексуальности.
По этому поводу следует расставить точки над «i». На глубинном уровне сексуальность заключает в себе некоторые из сокровеннейших тайн магической каббалы, так как соединение двух человеческих существ в сексуальном контексте пробуждает энергии и способы взаимодействия, выходящие далеко за пределы материального плана. Однако сводить всю жизнь — и даже всю магию — к сексуальности не следует; и это не единственная из возможных основ для эмоциональной связи между людьми. Сексуальная активность в обычном понимании относится не столько к Нецах, сколько к Йесод, тогда как любовь — лейтмотив сферы Нецах — может проявляться еще во множестве различных форм. Привычка сводить любого рода близость между людьми к сугубо сексуальному контексту — еще одно свидетельство того, насколько наша культура невосприимчива к эмоциональной жизни.

Обращаясь к следующему символическому соответствию, мы переходим от материальных аспектов Нецах в более высокие области ее значений. Описание этой сферы в приложении к «Сефер Йецира» на первый взгляд кажется очень странным. В самом деле, определение Нецах как «блистающего великолепия всех разумных сил» как будто противоречит всему, что говорилось о ней выше. Но за этим мнимым противоречием скрывается один из наивысших смыслов седьмой сефиры.
Начнем с первой фразы описания, в которой сказано, что Нецах называется Тайным Разумом. Это название можно истолковать на нескольких уровнях. Во-первых, уже в те времена, когда создавалось приложение к «Сефер Йецира», западная культура почти утратила восприимчивость к той стороне человеческого опыта, который представлен сферой Нецах. Поэтому не удивительно, что для многих эта сторона оставалась «тайной». Но, помимо того, в тексте идет речь об особом аспекте Нецах, который действительно скрыт и неочевиден, не может быть воспринят напрямую. Постигнуть его можно лишь косвенным образом, исследуя то влияние, которое седьмая сефира оказывает на другие элементы Древа, — и именно об этом в тексте говорится далее.
Утверждение о том, что Нецах есть «блистающее великолепие всех разумных сил», достаточно сложно для понимания, но содержит в себе очень важную концепцию. Подразумевается, что Нецах можно в определенном смысле рассматривать как результат деятельности Ход. Описывая седьмую сферу как «блистающее великолепие», этот текст не только отождествляет ее с шестой (поскольку название «Ход» в буквальном переводе означает «великолепие»), но и указывает на особую функцию Нецах, а именно: седьмая сефира ведет от Ход к символическому Свету, сияющему на более высоких уровнях Древа.
Таким образом, Нецах предстает не только как противоположность Ход, но и как сфера, более высокая по отношению к ней, более близкая к Кетер и первоисточнику, из которого исходят энергии Молнии. На пути к Искуплению мы обретаем опыт Нецах лишь после того, как освоим сферу Ход: каждая последующая сефира в восхождении по Древу рождается из предыдущей.
Заключительная часть этого традиционного описания указывает способы, позволяющие достичь той стадии работы, которая связана с Нецах. Этих способов два: созерцание «очами разума» и очами «веры». Первый из них, очевидным образом, относится к Ход; тщательное изучение рациональной составляющей нашего «я» помогает понять, что сила разума — отнюдь не вершина человеческого сознания, как полагают многие. Признав ограниченность интеллекта, человек перестает быть его рабом — и становится его хозяином.
Что касается веры, то в магическом контексте «верить» вовсе не означает, по выражению Тома Сойера, «делать вид, что оно так, когда знаешь, что на самом-то деле все иначе». Под верой здесь подразумевается, скорее, базовое доверие к миру и к движущим силам и процессам, действующим во вселенной. Как мы увидим в одной из последующих глав, в каббале считается, что вера зарождается в Бине — в наивысшей сфере Столпа Формы, источнике всех основополагающих моделей и структур нашего опыта. Следовательно, стремиться к Нецах «созерцанием веры» — значит, полагаться на процессы поддержания мировой гармонии, которые естественным образом уравновесят опыт Ход противоположным и дополняющим его опытом седьмой сефиры.
Любопытно, что оба эти подхода к Нецах берут начало на Столпе Формы, тогда как сама она располагается на Столпе Силы. Из этого снова явствует, насколько важную роль в работе мага играет принцип равновесия и взаимодополнения противоположностей.

Роза — самый сложный из оставшихся символов Нецах, но вдаваться здесь в обширные и сложные культурные ассоциации, окружающие этот цветок, мы не станем. Если у вас нет времени на отдельное изучение этого вопроса, можете просто рассматривать розу как универсальный символ любви.
Дополнительное название Нецах — «Врата Таинств» — указывает, с одной стороны, на то, что седьмая сефира занимает самое высокое место среди сфер, пребывающих ниже Завесы, а с другой — на то, что в западной культуре эта сефира хуже всего интегрирована в обычные процессы мышления. Оба эти обстоятельства означают, что раскрыть Завесу и осознать более высокие уровни Руаха невозможно до тех пор, пока мы не освоим Нецах и не приведем ее силы в равновесие.

Последний из символов Нецах — ее негативная сила, для понимания которой нам придется углубиться в довольно неприятные материи. Негативная, неуравновешенная сила этой сферы называется «Ораб Церек», то есть «Вoроны рассеяния». Традиционно ее изображают в виде стаи воронов с головами демонов, застилающей небо, словно дым из кратера извергающегося вулкана. Как воры и пожиратели трупов эти птицы служат весьма уместным символом той силы, которая питается чужими энергиями и сосредоточивается там, где силы жизни ослаблены или рассеянны.
В микрокосме эти Вороны выполняют по отношению к эмоциональной стороне личности ту же роль, которую Самаэль, Лжецы, играют по отношению к стороне интеллектуальной. Они олицетворяют главный источник страданий и разрушительных поступков в нашей эмоциональной жизни. В западной культуре понимание этого источника почти не развито, поскольку из-за неоднозначного отношения к эмоциям в целом мы не только не осознаём достоинства седьмой сефиры, но и не умеем справляться с ее недостатками.
И все же негативная сила Нецах не так уж и таинственна. У нее есть имя, и это имя — зависть. Зависть — это такая эмоциональная установка, под влиянием которой человек воспринимает чужое счастье как источник собственных несчастий. За подобной установкой стоит неосознанное убеждение в том, что количество счастья в мире ограниченно, и потому его следует «грести под себя», оставляя на долю других только несчастье. Разумеется, это неправда: количество счастья в мире ограничено лишь нашей готовностью творить счастье и воздерживаться от поступков, его разрушающих, — но, тем не менее, большинство людей этого не понимают.
Именно зависть подстегивает нас к конкуренции и избыточному потреблению. Зависть — одна из опор того безумного мира, в котором не отстать от соседа важнее, чем задуматься о том, а стоит ли вообще стремиться туда, куда он бежит. Зависть питает взаимное недоверие, из-за которого многим так трудно выстраивать нормальные человеческие отношения. Кроме того, поскольку зависть — это искажение энергий, относящихся к Столпу Силы, и, следовательно, источник и причина активных действий, она играет огромную роль во всех проявлениях насилия в человеческой жизни.
Таким образом, чтобы победить Воронов и уравновесить энергии Нецах в своей личности, необходимо освободиться от зависти и научиться воспринимать чужое счастье как несомненное благо. В обществе, столь глубоко пронизанном завистью, выполнить подобную задачу нелегко, однако для мага-каббалиста это совершенно необходимый этап личностного развития.

Перевод © Анна Блейз, 2013
Вернуться к началу Перейти вниз
http://dar531.wix.com/drevnii-svitok
 
Нецах, седьмая сефира
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Тиферет, шестая сефира
» Ход, восьмая сефира
» Ложная Сефира Даат
» Хесед, четвертая сефира
» Гебура, пятая сефира

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Древний Свиток - Салон Магии :: Общее :: КАББАЛА-
Перейти: