Древний Свиток - Салон Магии
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


Все виды магических услуг. Гадание на картах ТАРО.
 
ФорумПоследние изображенияРегистрацияВход

 

 Малкут, десятая сефира

Перейти вниз 
АвторСообщение
Богдан Чертков
Владелец салона магии "Древний Свиток"
Богдан Чертков


Кількість повідомлень : 3951
Очки : 13107
Дата реєстрації : 2013-01-21
Возраст : 31
Звідки : Украина, г.Киев

Малкут, десятая сефира Empty
СообщениеТема: Малкут, десятая сефира   Малкут, десятая сефира EmptyПн Апр 22, 2013 5:44 am

Майкл Грир

Название: MLKVTh, Малкут («Царство»)
Божественное имя: ADNI, Адонаи («Господь»)
Архангелы: MThThRVN, Метатрон, Князь Ликов; SNDLPVN, Сандальфон, «Брат-близнец»
Ангельский чин: AIShIM, Ишим («Род человеческий»)
Астрологическое соответствие: AaVLM YSVDVTh, Олам Йесодот («сфера стихий»)
Соответствие в Таро: четыре Десятки.
Стихия: Земля.
Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Десятый путь — это Блистательный Разум, ибо он возвышается над каждой головой и восседает на троне Бины. Он озаряет сияние всех светочей и побуждает изливаться силу Князя Ликов».
Магический образ: молодая женщина в одеяниях смешанных цветов Земли, босая и простоволосая, восседающая на троне из необработанного черного камня.
Дополнительные символы: равноконечный крест, храм, Древо познания Добра и Зла.
Цвета: в мире Ацилут — чисто-желтый, в мире Брия — лимонный, оливковый, красновато-коричневый и черный, в мире Йецира — такие же, как в мире Брия, но испещренные золотом, в мире Асия — черный, пронизанный золотыми лучами.
Соответствие в микрокосме: GVP, Гуф, физическое тело.
Соответствие в физическом теле: стопы.
Степень посвящения: 1=10, Ревнитель.
Негативная сила: LILITh, Лилит («Жена Ночи»).

Один из традиционных образов работы каббалиста — символическое восхождение по лестнице, подножие которой покоится на земле, а вершина упирается в небеса. И, подобно человеку, который собрался подниматься по лестнице в буквальном смысле слова, каббалист прежде всего должен убедиться, что опора его метафорической лестницы прочна и надежна. Подножие каббалистической лестницы — это Малкут, десятая и самая нижняя из всех сефирот, и именно с нее начинается путешествие вверх по Древу Жизни.
Сфера Малкут в самом простом и основном своем смысле — это обыденный материальный мир, в котором большинство людей проживают свою сознательную жизнь. Это вселенная, которую мы воспринимаем посредством пяти физических органов чувств. В состоянии сознания, соответствующем Малкут, мир воспринимается как состоящий из различных физических веществ, пребывающих в движении. Вплоть до открытий Эйнштейна и появления первых теорий квантовой физики большинство ученых признавали реальным и заслуживающим внимания только этот аспект вселенной, и пережитки такой точки зрения сохраняются во многих областях науки по сей день.
Противоположная, но столь же однобокая точка зрения, согласно которой материальный мир по сути своей нереален и недостоин внимания, тоже долгое время тормозила и продолжает тормозить духовное развитие во многих мировых культурах. Некоторые духовные традиции, такие, например, как гностицизм, заходят еще дальше и заявляют, что материальное существование по природе своей — зло, иллюзия и опасная западня.
Оба эти неуравновешенных подхода оказали определенное влияние на магическую каббалу на различных стадиях ее развития, но в целом возобладал подход более мудрый и взвешенный. С каббалистической точки зрения, мир физической материи столь же реален, как и любые другие миры, доступные нашему восприятию. Но поскольку Малкут располагается в самом подножии Древа Жизни, ей придается особый статус: она олицетворяет завершение всего процесса Творения, а потому все способности и знания, полученные на более высоких планах, необходимо доводить до проявления на уровне Малкут.
Последователи тех традиций, которые рассматривают обыденную реальность как иллюзорную или исполненную зла, нередко рассуждают о контакте с более высокими уровнями бытия как об «освобождении». В некотором смысле они совершенно правы, поскольку опыт пребывания в менее ограниченных состояниях сознания может освободить нас от стесняющих наше развитие установок и предрассудков, от тех «цепей, что выковал наш ум» 1, о которых писал Уильям Блейк, или, на языке каббалистического мифа, из объятий Змея. Однако подлинное освобождение — не том, чтобы бежать от физического мира в сферы высшего опыта. Чтобы освободиться по-настоящему, необходимо вернуться в обыденный мир с новыми познаниями и силами, обретенными на более высоких уровнях, и благодаря этим новым познаниям и силам разглядеть тайны и возможности нашего земного плана. Иными словами, маг восходит на небеса для того, чтобы вернуться на землю с дарами, обретенными в этом путешествии.

Символика десятой сферы, как и сам материальный мир, таит под покровом обыденных, привычных образов поистине удивительные возможности. Например, название этой сефиры, «Малкут», означает «царство». Царство — это сфера деятельности и власти царя, а в каббалистическом контексте царская власть, как мы увидим в своем дальнейшее путешествии по Древу, — это не какая-то устаревшая форма государственности, а нечто гораздо большее.
Божественное имя Малкут, то есть символ наивысшей реальности, доступной для восприятия в этой сфере, — ADNI, «Адонаи», что означает попросту «Господь». «Адонаи» — это традиционное почетное именование; может показаться, что за ним не стоит ничего, кроме обычных представлений о божестве, преобладавших в западной культуре со времен победы христианства.
В этом толковании есть своя правда, но в действительности имя «Адонаи» заключает в себе гораздо более глубокий смысл. На протяжении тысячелетий люди в большинстве своем полагали, что сила или силы, правящие миром, в том или ином отношении подобны человеку. (Такая точка зрения пришла на смену другой, более древней модели, в которой божества представлялись в образах животных; эта древняя модель сохраняется и по сей день в родоплеменных культурах.) Не странно ли это? Почему Реальность, стоящая за всеми проявленными формами, символически представляется именно в человеческом образе?
Ответ на этот вопрос очевиден: человеческое сознание склонно антропоморфизировать окружающий мир. Мы разговариваем с домашними животными и ругаем сломанные инструменты; мы проецируем свой человеческий опыт на все, с чем сталкиваемся в своей жизни; поэтому олицетворять и очеловечивать трансцендентные силы для нас вполне естественно. Кроме того, людям, живущим на уровне сознания Малкут, легче думать о божестве как о личности, обладающей человеческими качествами.
Итак, наше восприятие божества в Малкут до некоторой степени обусловлено тем, как мы воспринимаем себе подобных. Однако это восприятие находится в постоянном, хотя и тонком конфликте с более высокими уровнями осознания. Все возможные уровни восприятия так или иначе сосуществуют в нас одновременно, и образ божества, воспринимаемый на более высоких планах, имеет не так уж много общего с образом, характерным для Малкут. И этим конфликтом объясняется, среди прочего, то, что из мистиков определенного рода получаются самые свирепые инквизиторы.

Имя «Адонаи», как и все прочие божественные имена, можно разобрать по буквам, каждая из которых имеет в каббале символическое значение.
Алеф, первая буква этого имени, символизирует творческую энергию в чистейшей форме, свободную и безграничную. Она ассоциируется с началом любого цикла, с весной, молодостью и рассветом, но также с глупостью, безумием и опьянением. Слово «Алеф» означает «вол» и, таким образом, эта буква символически связывается с земледелием и весенней пахотой. Соответствия буквы Алеф — стихия Воздуха и аркан Таро 0, «Дурак».
Далет, вторая буква, выражает идеи плодородия и продолжения рода, а также радостного соединения противоположностей. В этой букве творящая энергия Алеф приобретает форму и приносит плоды. Символика Далет по большей части биологична и даже сексуальна: Далет олицетворяет Природу во всех ее проявлениях, но, прежде всего, Природу как инстинкты и энергии, связанные с воспроизводством. Слово «Далет» означает «дверь», что нередко интерпретируется как символ материнского лона. Другие соответствия буквы Далет — планета Венера, традиционно связываемая с богиней любви, и аркан Таро III, «Императрица».
Нун, третья буква, — символ радикальных перемен, трансмутации и распада. Далет — это любовь, а Нун — смерть; Алеф — это начало, а Нун — конец цикла. Слово «Нун» означает «рыба», а рыба — это символ жизни, скрытой в пучине вод, а также (поскольку рыба холодна и не дышит) традиционный символ смерти. Соответствия Нун — зодиакальный знак Скорпиона и аркан Таро XIII, «Смерть».
Йод, четвертая буква имени «Адонаи», уже известна вам как первая буква Тетраграмматона. Она, как вы помните, ассоциируется с одиночеством и целомудрием и олицетворяет семя, несущее в себе сокровенную искру жизни. Слово «Йод» означает «рука», а соответствия этой буквы — астрологический знак Девы и аркан Таро IX, «Отшельник».
В совокупности эти четыре буквы составляют достаточно очевидную последовательность смыслов. В Алеф творческая энергия изливается вовне, в Далет — порождает форму и приносит плоды, в Нун — достигает завершения своего пути и погибает, но оставляет семя, сокрытое в Йод, — семя, с которого начнется новый цикл. Эти четыре фазы — утро, день, вечер и ночь; весна, лето, осень и зима; рождение, жизнь, смерть и посмертное состояние. Имя «Адонаи» управляет всеми этими фазами и заключает в себе все циклы бытия, определяющие нашу жизнь на уровне Малкут. В связи с этим стоит отметить, что религии, сосредоточенные на личном, антропоморфном божестве, обычно придают большое значение и сезонному циклу.
Имя «Адонаи» входит в состав двух других божественных имен, связанных с десятой сефирой. Первое из них — ADNI MLK, «Адонаи Мелех», что означает «Господь и Царь». Это имя подчеркивает связь между Адонаи и Малкут-Царством. Второе имя — ADNI HARTz, «Адонаи ха-Эрец» — «Господь Земли». Оно указывает на то, что аспект божества, известный под именем «Адонаи», тесно связан с миром физической материи.

Следующие два пункта из нашего списка символов — архангел и ангельский чин — пришли в каббалу из традиционного иудаизма. Мир нефизических сил, влияющих на человеческую жизнь, чрезвычайно сложен, и вписать его в какую-либо организованную систему нелегко. В большинстве культур древности в связи с этим развивались обширные и разветвленные божественные пантеоны, в той или иной степени отражающие разнообразие тонких сил. Из всех западных культур от этого подхода отказались только древние евреи. Бескомпромиссный монотеизм, воцарившийся в иудаистской религии после Вавилонского пленения, исключил всякую возможность разработки пантеона. Вместо этого иудеи заимствовали из персидских источников кое-какие идеи, на основе которых развились представления об ангелах — нефизических сущностях разного рода и силах, подчиненных Богу.
Эти представления так и остались бы сугубо случайным и проходным элементом в истории религий, если бы не два обстоятельства. Первое из них заключается в том, что именно система ангелов, а не какие-либо языческие пантеоны, еще в период раннего Средневековья легла в основу западной церемониальной магии. Второе — в том, что всевозможные трансцендентные силы и впрямь действуют так (по крайней мере, с каббалистической точки зрения), как будто ими управляет некое единое высшее начало, и потому старинные поверья об ангелах обеспечивают удобную символическую систему для описания этих сил и практической работы с ними.
В магической каббале центральную роль в этом отношении играют два класса ангельских сущностей. Как миру Ацилут соответствуют божественные имена, приписанные десяти сферам Древа Жизни, так миру Брия ставятся в соответствие архангелы, а миру Йецира — ангелы. Выше мы говорили о том, что на уровне Малкут наивысшая реальность почти неизбежно представляется в антропоморфной форме. То же самое относится и к ангелам и архангелам. И это не просто облегчает теоретические рассуждения: на принципе подобия между ангелами и людьми строится значительная часть методов церемониальной магии.
Приняв это к сведению, обратимся к архангелам и ангелам Малкут. В отличие от других сфер, каждой из которых соответствует только один архангел, в сфере Малкут архангелов двое. Первый из них, Метатрон, считается также архангелом первой сефиры, Кетер. Это единственный из архангелов, имя которого не имеет значения на древнееврейском языке: оно представляет собой еврейскую форму имени «Митра» — имени римского бога-спасителя, восходящего к персидской мифологии. Метатрона называют Князем Ликов (о причинах этого мы поговорим в разделе, посвященном Кетер), и он олицетворяет тайную связь между наивысшей и наинизшей сферами.
В каббалистической традиции проводится разграничение между ипостасью Метатрона, связанной с Кетер, и его же ипостасью, относящейся к Малкут. Метатрон в сфере Малкут считается преображенным патриархом Енохом, вознесенным на небеса в физическом теле, и небесным писцом, записывающим в книгу все человеческие деяния. Его имя записывается как MThThRVN. В отличие от него, Метатрон в сфере Кетер рассматривается как трансцендентная сила, как «Малый Тетраграмматон», сотворенный прежде всего сущего, и имя его записывается с дополнительной буквой Йод — MIThThRVN. Подробнее об этом мы поговорим в главе 9, здесь же добавим, что в обеих этих формах Метатрона можно визуализировать как ангельскую фигуру, состоящую из чистого света.
Второй архангел Малкут — Сандальфон. Если Метатрон олицетворяет духовные энергии, нисходящие в Малкут свыше, то Сандальфон выражает духовные энергии самой сферы Малкут. В традиционной символике эти два архангела нередко изображаются как пара близнецов и ассоциируются с двумя ангелами, украшавшими крышку Ковчега Завета: Метатрон — с правым ангелом, Сандальфон — с левым. Как Метатрон нередко отождествляется с Енохом, так Сандальфона нередко приравнивают к пророку Илии, еще одному персонажу Ветхого Завета, вознесенному на небеса еще при жизни. Но, несмотря на это обстоятельство и на значение его имени, Сандальфона часто осмысляют как ангела женского пола, и в этой ипостаси архангел Сандальфон именуется Заступницей за мир земной и Небесной Душой Земли. Она олицетворяет движущую силу эволюции, постоянное стремление к духовному со стороны каждого сотворенного существа. В противовес ослепительно сияющему Метатрону, ее иногда представляют как светлую фигуру в темных одеждах.
Ангельский чин, или класс ангелов, соответствующий Малкут, — Ишим. Это слово буквально переводится как «род человеческий», но более точное определение Ишим — «души обретших совершенство». Традиционно считается, что ангелы выполняют в сотворенном мире задачи, порученные Богом; и в данном случае предполагается, что человеческие души (по крайней мере, потенциально) способны играть такую же роль в великой работе Творения.
Архангелы и ангелы на Древе Жизни олицетворяют миры Брия и Йецира соответственно в той сфере, к которой они относятся. В сфере Малкут Метатрон и Сандальфон символизируют те модели сознания, которые задают общие условия нашего существования в материальном мире. При этом Метатрон представляет модели, восходящие к энергиям высших сфер, а Сандальфон — модели эволюционного процесса. Ишим, в свою очередь, олицетворяют процессы человеческого восприятия, благодаря которым мы можем познавать материальный мир.
Следующие три соответствия Малкут, относящиеся к астрологии, Таро и стихиям, не нуждаются в особых пояснениях. Отдельно комментария заслуживает только астрологическое соответствие — «Олам Йесодот», «сфера стихий». Если божественное имя, архангел и ангел каждой сефиры соотносятся с мирами Ацилут, Брия и Йецира, то астрологическое этой же сефиры соответствие представляет четвертый каббалистический мир — мир Асия. Далее в списке соответствий следует описание из приложения к «Сефер Йецира» — старинного каббалистического текста под названием «Тридцать два пути мудрости», написанного неизвестным каббалистом около тысячи лет назад и переведенного на латынь Иоанном Риттангелем в 1642 году. Эти толкования сефирот и путей Древа не входили в изначальный текст «Сефер Йецира», но нередко публиковались с ним под одной обложкой.
В описании Малкут сказано, что эта сефира «возвышается над каждой головой». Имеется в виду, что десятая сфера — это завершение всех процессов, представленных на Древе Жизни, и в этом отношении ее следует признать главнейшей из всех сефирот. Она «восседает на троне Бины», потому что Бина — это прародительница идеи формы, а Малкут — окончательное воплощение всех форм; в определенном смысле Малкут отождествляется со второй буквой Хе в составе Тетраграмматона, а Бина — с первой. Малкут «озаряет сияние всех светочей» (то есть, всех остальных сефирот) постольку, поскольку именно в Малкут все сферы Древа открываются человеческому восприятию. И, наконец, «сила Князя Ликов» — это сила Метатрона, архангела, соотносящегося одновременно и с Кетер, и с Малкут, и связывающего между собой две эти сферы.
Магический образ Малкут, который, подобно магическим образам других сефирот, не раз пригодится вам в последующей практической работе, — это традиционное изображение, символически представляющее основные идеи данной сферы. Дополнительные символы, которыми Малкут иногда обозначается в каббалистических трактатах и преданиях, можно использовать как образы для медитации.
Цвета, соответствующие Малкут, имеют символические значения, но они не столько выведены из теории, сколько установлены на практике, и применяются, главным образом, для практических магических операций. Визионеры, исследовавшие различные уровни Древа Жизни, пришли к выводу, что энергии Малкут чаще всего воспринимаются именно в таких цветах, какие указаны в таблице выше. Первый из перечисленных цветов представляет божественные энергии в сфере Малкут, вторая группа цветов — архангельские энергии, третья — ангельские, а четвертый цвет — планетарные.
Следующие три пункта — соответствие в микрокосме, в физическом теле и в иерархии посвятительных степеней — рассматривались в предыдущих главах и в этой таблице приведены только для справки.
Негативная сила десятой сефиры — Лилит, о которой сложено немало странных легенд. Говорили, что Лилит — это ночная демоница, похищающая и пожирающая маленьких детей, соблазняющая мужчин, которые спят в одиночестве, и рождающая от них чудовищ и злых духов. Ее отождествляли с пустыней, морем и прочими проявлениями Природы, опасными для человека. Традиционно ее изображали как прекрасную, обольстительную женщину, способную, однако, превращаться в уродливую косматую обезьяну. В одной из средневековых легенд Лилит выступает как первая жена Адама, потребовавшая, чтобы тот обращался к ней как с равной; за это Адам изгнал ее, а Бог поразил проклятием. Однако Лилит фигурировала как злой дух и в более ранних преданиях, распространенных по всему Ближнему Востоку, а в еще более глубокой древности, судя по всему, была языческой богиней, властвовавшей над разрушительными силами природы и человеческой натуры.
В образе и символике Лилит сочетаются идеи смерти и сексуальности, вожделения и страха. Эта двойственность — ключ к пониманию ее места среди символов Малкут. Негативные силы — это, как вы уже знаете, энергии сефирот, вышедшие из равновесия. В случае с Малкут дисбаланс энергий проявляется как одержимость материальными вещами, всепоглощающее вожделение к одним из них и страх перед другими. Если мы поддаемся этому дисбалансу, то все сферы нашей жизни всецело подчиняются нашим желаниям и страхам. У большинства людей самые сильные желания связаны с сексом, а самые сильные страхи — со смертью. И Лилит как олицетворение обоих этих явлений оказывается весьма уместным символом сил, мешающих нам восстановить равновесие в материальном мире, а, следовательно, и на всех прочих уровнях нашего существования.
Следует понимать, что власть Лилит не ограничивается теми областями жизни, которые можно назвать материальными в прямом смысле слова: ведь, с магической точки зрения, ни секс, ни смерть нельзя назвать сугубо материальными явлениями. Дисбаланс, воплощенный в образе Лилит, проявляется не на уровне физических предметов, а на уровне установок нашего сознания, а страхи и желания, которым мы поддаемся, далеко не всегда связаны с материальным миром. Точно такой же дисбаланс возникает и в случае, когда объектом всепоглощающих желаний становится духовная сфера, а объектом страхов — мир повседневной жизни.
В этом заключается одна из причин, по которым в основании любой эзотерической практики должна лежать медитация. Поскольку мы начинаем работу с уровня Малкут, дисбаланс, представленный образом Лилит, служит одним из первых и самых серьезных препятствий на нашем пути. Но в покое медитации мы избавляемся — пусть хотя бы на некоторое время — от своих желаний и страхов и учимся сосредоточивать внимание на тех объектах, которые не вызывают у нас ни вожделения, ни ужаса. Со временем внутренняя ясность и безмятежность медитации проникают и на уровень обычного мышления, а это, в свою очередь, позволяет действовать на уровне Малкут свободно и беспрепятственно, не подчиняясь ее негативным энергиям.


1. Из стихотворения У. Блейка «Лондон» в пер. М. Зенкевича. — Примеч. перев.
Перевод © Анна Блейз, 2013
Вернуться к началу Перейти вниз
http://dar531.wix.com/drevnii-svitok
 
Малкут, десятая сефира
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Тантифаксат, Туннель 22, между Лилит (Малкут) и Гамалилом (Иесод).
» Ход, восьмая сефира
» Ложная Сефира Даат
» Хесед, четвертая сефира
» Гебура, пятая сефира

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Древний Свиток - Салон Магии :: Общее :: КАББАЛА-
Перейти: