Ароматерапия для лечения психических и иммунологических нарушений
Попытки восстановления поврежденных стрессом иммунных функций с помощью влияния различных запахов на обонятельный тракт предпринимались в эксперименте на животных. Было установлено, что цитрусовый запах может устранять стресс — индуцированную иммунодепрессию.
Если специальными веществами снималась чувствительность клеток обонятельного тракта, то не наблюдалось и иммуностимулирующего эффекта. Японскими медиками цитрусовый запах был использован при лечении больных с депрессией, что позволило значительно снизить дозы антидепрессантов. По мнению авторов, лечение цитрусовым запахом нормализовало нейроэндокринные и иммунологические функции и было более эффективно, чем лечение антидепрессантами.
В НИИ психического здоровья г. Томска арома-рефлексотерапия проводилась у пациентов с повышенной утомляемостью, головными болями, бессонницей, раздражительностью, расстройствами внимания, а также у больных с пониженным настроением, тревогой. Применяли масла апельсина, лимона, грейпфрута, базилика, розового дерева, мяты, иланг-иланга, можжевельника, розмарина, кипариса, пачули, герани, розы, лаванды, майорана. Курс лечения состоял из 4-5 сеансов массажа (рефлексомассажа) и музыкотерапии с интервалом в 3-4 дня, в процессе которого наблюдалось заметное смягчение болезненных проявлений на фоне стимуляции иммунной системы: в крови пациентов возрастал уровень так называемых тимусзависимых клеток и клеток, отвечающих за иммунологический надзор.
Интересно, что похожие изменения наблюдались и в крови психически здоровых людей, проходивших профилактический курс ароматерапии. Выраженность положительных иммунологических изменений зависела от глубины начального иммунодефицита.
Хорошие результаты получены при использовании ароматерапии в комплексном лечении больных опийной наркоманией. В постабстинентном состоянии у них наблюдались астенические, депрессивные проявления, нарушение сна, агрессивность. Поражена у таких пациентов и иммунная система, ведь практически все они страдают хроническим вирусным гепатитом, многие — гнойничковыми заболеваниями кожи. В крови больных обнаруживаются отклонения в уровне иммуноглобулинов. Ароматерапия проводилась после снятия острых абстинентных проявлений с помощью ароматов, образующихся при испарении эфирных масел герани, лаванды, базилика, бергамота.
Вдыхание ароматических веществ сопровождалось релаксирующеи музыкой и речью психотерапевта. В процессе лечения уменьшалась тревожность, агрессивность, появлялось стремление к излечению от наркотической зависимости. Уже через 10 дней такого лечения появлялись положительные иммунологические сдвиги.
Известно сочетание ароматерапии с методом биологической обратной связи для лечения таких пациентов. По-видимому, обонятельная система задействована в формировании наркотической зависимости, поэтому использование ароматерапии в лечении больных наркоманиями весьма перспективно.
В целом запахи эфирных масел могут улучшать психофизиологические показатели и иммунологические параметры. Звучит фантастично, но скоро, видимо, будет доказана принципиальная возможность условнорефлекторного воспроизведения иммунологических феноменов.
Ранние попытки отечественных ученых в этой области не привели к однозначным результатам и лишь недавно были возобновлены за рубежом. Что имеется в виду? Некоторое вещество — безусловный иммуностимулятор — систематически поступает в организм на фоне условного стимула. Наиболее целесообразным условным стимулом является запах — чаще используется камфарный, а также серный и цитрусовый. Впоследствии иммунологический эффект наблюдается только при вдыхании ароматического вещества.
Эта процедура проводится в эксперименте и относится к так называемой заимствованной химической иммунотерапии. Нужно помнить, что по такому условнорефлекторному механизму могут развиваться болезненные состояния: аллергические реакции (и, как в последнее время выясняется, тесно связанные с ними панические расстройства) возникают не на само вещество, а на ассоциирующийся с ним запах. Очень скоро лечение запахами займет прочное место в арсенале врача-иммунолога, а точнее — психонейроиммунолога.