Богдан Чертков Владелец салона магии "Древний Свиток"
Кількість повідомлень : 3951 Очки : 13515 Дата реєстрації : 2013-01-21 Возраст : 31 Звідки : Украина, г.Киев
| Тема: Малкут, десятая сефира Пн Апр 22, 2013 5:44 am | |
| Майкл Грир
Название: MLKVTh, Малкут («Царство») Божественное имя: ADNI, Адонаи («Господь») Архангелы: MThThRVN, Метатрон, Князь Ликов; SNDLPVN, Сандальфон, «Брат-близнец» Ангельский чин: AIShIM, Ишим («Род человеческий») Астрологическое соответствие: AaVLM YSVDVTh, Олам Йесодот («сфера стихий») Соответствие в Таро: четыре Десятки. Стихия: Земля. Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Десятый путь — это Блистательный Разум, ибо он возвышается над каждой головой и восседает на троне Бины. Он озаряет сияние всех светочей и побуждает изливаться силу Князя Ликов». Магический образ: молодая женщина в одеяниях смешанных цветов Земли, босая и простоволосая, восседающая на троне из необработанного черного камня. Дополнительные символы: равноконечный крест, храм, Древо познания Добра и Зла. Цвета: в мире Ацилут — чисто-желтый, в мире Брия — лимонный, оливковый, красновато-коричневый и черный, в мире Йецира — такие же, как в мире Брия, но испещренные золотом, в мире Асия — черный, пронизанный золотыми лучами. Соответствие в микрокосме: GVP, Гуф, физическое тело. Соответствие в физическом теле: стопы. Степень посвящения: 1=10, Ревнитель. Негативная сила: LILITh, Лилит («Жена Ночи»).
Один из традиционных образов работы каббалиста — символическое восхождение по лестнице, подножие которой покоится на земле, а вершина упирается в небеса. И, подобно человеку, который собрался подниматься по лестнице в буквальном смысле слова, каббалист прежде всего должен убедиться, что опора его метафорической лестницы прочна и надежна. Подножие каббалистической лестницы — это Малкут, десятая и самая нижняя из всех сефирот, и именно с нее начинается путешествие вверх по Древу Жизни. Сфера Малкут в самом простом и основном своем смысле — это обыденный материальный мир, в котором большинство людей проживают свою сознательную жизнь. Это вселенная, которую мы воспринимаем посредством пяти физических органов чувств. В состоянии сознания, соответствующем Малкут, мир воспринимается как состоящий из различных физических веществ, пребывающих в движении. Вплоть до открытий Эйнштейна и появления первых теорий квантовой физики большинство ученых признавали реальным и заслуживающим внимания только этот аспект вселенной, и пережитки такой точки зрения сохраняются во многих областях науки по сей день. Противоположная, но столь же однобокая точка зрения, согласно которой материальный мир по сути своей нереален и недостоин внимания, тоже долгое время тормозила и продолжает тормозить духовное развитие во многих мировых культурах. Некоторые духовные традиции, такие, например, как гностицизм, заходят еще дальше и заявляют, что материальное существование по природе своей — зло, иллюзия и опасная западня. Оба эти неуравновешенных подхода оказали определенное влияние на магическую каббалу на различных стадиях ее развития, но в целом возобладал подход более мудрый и взвешенный. С каббалистической точки зрения, мир физической материи столь же реален, как и любые другие миры, доступные нашему восприятию. Но поскольку Малкут располагается в самом подножии Древа Жизни, ей придается особый статус: она олицетворяет завершение всего процесса Творения, а потому все способности и знания, полученные на более высоких планах, необходимо доводить до проявления на уровне Малкут. Последователи тех традиций, которые рассматривают обыденную реальность как иллюзорную или исполненную зла, нередко рассуждают о контакте с более высокими уровнями бытия как об «освобождении». В некотором смысле они совершенно правы, поскольку опыт пребывания в менее ограниченных состояниях сознания может освободить нас от стесняющих наше развитие установок и предрассудков, от тех «цепей, что выковал наш ум» 1, о которых писал Уильям Блейк, или, на языке каббалистического мифа, из объятий Змея. Однако подлинное освобождение — не том, чтобы бежать от физического мира в сферы высшего опыта. Чтобы освободиться по-настоящему, необходимо вернуться в обыденный мир с новыми познаниями и силами, обретенными на более высоких уровнях, и благодаря этим новым познаниям и силам разглядеть тайны и возможности нашего земного плана. Иными словами, маг восходит на небеса для того, чтобы вернуться на землю с дарами, обретенными в этом путешествии.
Символика десятой сферы, как и сам материальный мир, таит под покровом обыденных, привычных образов поистине удивительные возможности. Например, название этой сефиры, «Малкут», означает «царство». Царство — это сфера деятельности и власти царя, а в каббалистическом контексте царская власть, как мы увидим в своем дальнейшее путешествии по Древу, — это не какая-то устаревшая форма государственности, а нечто гораздо большее. Божественное имя Малкут, то есть символ наивысшей реальности, доступной для восприятия в этой сфере, — ADNI, «Адонаи», что означает попросту «Господь». «Адонаи» — это традиционное почетное именование; может показаться, что за ним не стоит ничего, кроме обычных представлений о божестве, преобладавших в западной культуре со времен победы христианства. В этом толковании есть своя правда, но в действительности имя «Адонаи» заключает в себе гораздо более глубокий смысл. На протяжении тысячелетий люди в большинстве своем полагали, что сила или силы, правящие миром, в том или ином отношении подобны человеку. (Такая точка зрения пришла на смену другой, более древней модели, в которой божества представлялись в образах животных; эта древняя модель сохраняется и по сей день в родоплеменных культурах.) Не странно ли это? Почему Реальность, стоящая за всеми проявленными формами, символически представляется именно в человеческом образе? Ответ на этот вопрос очевиден: человеческое сознание склонно антропоморфизировать окружающий мир. Мы разговариваем с домашними животными и ругаем сломанные инструменты; мы проецируем свой человеческий опыт на все, с чем сталкиваемся в своей жизни; поэтому олицетворять и очеловечивать трансцендентные силы для нас вполне естественно. Кроме того, людям, живущим на уровне сознания Малкут, легче думать о божестве как о личности, обладающей человеческими качествами. Итак, наше восприятие божества в Малкут до некоторой степени обусловлено тем, как мы воспринимаем себе подобных. Однако это восприятие находится в постоянном, хотя и тонком конфликте с более высокими уровнями осознания. Все возможные уровни восприятия так или иначе сосуществуют в нас одновременно, и образ божества, воспринимаемый на более высоких планах, имеет не так уж много общего с образом, характерным для Малкут. И этим конфликтом объясняется, среди прочего, то, что из мистиков определенного рода получаются самые свирепые инквизиторы.
Имя «Адонаи», как и все прочие божественные имена, можно разобрать по буквам, каждая из которых имеет в каббале символическое значение. Алеф, первая буква этого имени, символизирует творческую энергию в чистейшей форме, свободную и безграничную. Она ассоциируется с началом любого цикла, с весной, молодостью и рассветом, но также с глупостью, безумием и опьянением. Слово «Алеф» означает «вол» и, таким образом, эта буква символически связывается с земледелием и весенней пахотой. Соответствия буквы Алеф — стихия Воздуха и аркан Таро 0, «Дурак». Далет, вторая буква, выражает идеи плодородия и продолжения рода, а также радостного соединения противоположностей. В этой букве творящая энергия Алеф приобретает форму и приносит плоды. Символика Далет по большей части биологична и даже сексуальна: Далет олицетворяет Природу во всех ее проявлениях, но, прежде всего, Природу как инстинкты и энергии, связанные с воспроизводством. Слово «Далет» означает «дверь», что нередко интерпретируется как символ материнского лона. Другие соответствия буквы Далет — планета Венера, традиционно связываемая с богиней любви, и аркан Таро III, «Императрица». Нун, третья буква, — символ радикальных перемен, трансмутации и распада. Далет — это любовь, а Нун — смерть; Алеф — это начало, а Нун — конец цикла. Слово «Нун» означает «рыба», а рыба — это символ жизни, скрытой в пучине вод, а также (поскольку рыба холодна и не дышит) традиционный символ смерти. Соответствия Нун — зодиакальный знак Скорпиона и аркан Таро XIII, «Смерть». Йод, четвертая буква имени «Адонаи», уже известна вам как первая буква Тетраграмматона. Она, как вы помните, ассоциируется с одиночеством и целомудрием и олицетворяет семя, несущее в себе сокровенную искру жизни. Слово «Йод» означает «рука», а соответствия этой буквы — астрологический знак Девы и аркан Таро IX, «Отшельник». В совокупности эти четыре буквы составляют достаточно очевидную последовательность смыслов. В Алеф творческая энергия изливается вовне, в Далет — порождает форму и приносит плоды, в Нун — достигает завершения своего пути и погибает, но оставляет семя, сокрытое в Йод, — семя, с которого начнется новый цикл. Эти четыре фазы — утро, день, вечер и ночь; весна, лето, осень и зима; рождение, жизнь, смерть и посмертное состояние. Имя «Адонаи» управляет всеми этими фазами и заключает в себе все циклы бытия, определяющие нашу жизнь на уровне Малкут. В связи с этим стоит отметить, что религии, сосредоточенные на личном, антропоморфном божестве, обычно придают большое значение и сезонному циклу. Имя «Адонаи» входит в состав двух других божественных имен, связанных с десятой сефирой. Первое из них — ADNI MLK, «Адонаи Мелех», что означает «Господь и Царь». Это имя подчеркивает связь между Адонаи и Малкут-Царством. Второе имя — ADNI HARTz, «Адонаи ха-Эрец» — «Господь Земли». Оно указывает на то, что аспект божества, известный под именем «Адонаи», тесно связан с миром физической материи.
Следующие два пункта из нашего списка символов — архангел и ангельский чин — пришли в каббалу из традиционного иудаизма. Мир нефизических сил, влияющих на человеческую жизнь, чрезвычайно сложен, и вписать его в какую-либо организованную систему нелегко. В большинстве культур древности в связи с этим развивались обширные и разветвленные божественные пантеоны, в той или иной степени отражающие разнообразие тонких сил. Из всех западных культур от этого подхода отказались только древние евреи. Бескомпромиссный монотеизм, воцарившийся в иудаистской религии после Вавилонского пленения, исключил всякую возможность разработки пантеона. Вместо этого иудеи заимствовали из персидских источников кое-какие идеи, на основе которых развились представления об ангелах — нефизических сущностях разного рода и силах, подчиненных Богу. Эти представления так и остались бы сугубо случайным и проходным элементом в истории религий, если бы не два обстоятельства. Первое из них заключается в том, что именно система ангелов, а не какие-либо языческие пантеоны, еще в период раннего Средневековья легла в основу западной церемониальной магии. Второе — в том, что всевозможные трансцендентные силы и впрямь действуют так (по крайней мере, с каббалистической точки зрения), как будто ими управляет некое единое высшее начало, и потому старинные поверья об ангелах обеспечивают удобную символическую систему для описания этих сил и практической работы с ними. В магической каббале центральную роль в этом отношении играют два класса ангельских сущностей. Как миру Ацилут соответствуют божественные имена, приписанные десяти сферам Древа Жизни, так миру Брия ставятся в соответствие архангелы, а миру Йецира — ангелы. Выше мы говорили о том, что на уровне Малкут наивысшая реальность почти неизбежно представляется в антропоморфной форме. То же самое относится и к ангелам и архангелам. И это не просто облегчает теоретические рассуждения: на принципе подобия между ангелами и людьми строится значительная часть методов церемониальной магии. Приняв это к сведению, обратимся к архангелам и ангелам Малкут. В отличие от других сфер, каждой из которых соответствует только один архангел, в сфере Малкут архангелов двое. Первый из них, Метатрон, считается также архангелом первой сефиры, Кетер. Это единственный из архангелов, имя которого не имеет значения на древнееврейском языке: оно представляет собой еврейскую форму имени «Митра» — имени римского бога-спасителя, восходящего к персидской мифологии. Метатрона называют Князем Ликов (о причинах этого мы поговорим в разделе, посвященном Кетер), и он олицетворяет тайную связь между наивысшей и наинизшей сферами. В каббалистической традиции проводится разграничение между ипостасью Метатрона, связанной с Кетер, и его же ипостасью, относящейся к Малкут. Метатрон в сфере Малкут считается преображенным патриархом Енохом, вознесенным на небеса в физическом теле, и небесным писцом, записывающим в книгу все человеческие деяния. Его имя записывается как MThThRVN. В отличие от него, Метатрон в сфере Кетер рассматривается как трансцендентная сила, как «Малый Тетраграмматон», сотворенный прежде всего сущего, и имя его записывается с дополнительной буквой Йод — MIThThRVN. Подробнее об этом мы поговорим в главе 9, здесь же добавим, что в обеих этих формах Метатрона можно визуализировать как ангельскую фигуру, состоящую из чистого света. Второй архангел Малкут — Сандальфон. Если Метатрон олицетворяет духовные энергии, нисходящие в Малкут свыше, то Сандальфон выражает духовные энергии самой сферы Малкут. В традиционной символике эти два архангела нередко изображаются как пара близнецов и ассоциируются с двумя ангелами, украшавшими крышку Ковчега Завета: Метатрон — с правым ангелом, Сандальфон — с левым. Как Метатрон нередко отождествляется с Енохом, так Сандальфона нередко приравнивают к пророку Илии, еще одному персонажу Ветхого Завета, вознесенному на небеса еще при жизни. Но, несмотря на это обстоятельство и на значение его имени, Сандальфона часто осмысляют как ангела женского пола, и в этой ипостаси архангел Сандальфон именуется Заступницей за мир земной и Небесной Душой Земли. Она олицетворяет движущую силу эволюции, постоянное стремление к духовному со стороны каждого сотворенного существа. В противовес ослепительно сияющему Метатрону, ее иногда представляют как светлую фигуру в темных одеждах. Ангельский чин, или класс ангелов, соответствующий Малкут, — Ишим. Это слово буквально переводится как «род человеческий», но более точное определение Ишим — «души обретших совершенство». Традиционно считается, что ангелы выполняют в сотворенном мире задачи, порученные Богом; и в данном случае предполагается, что человеческие души (по крайней мере, потенциально) способны играть такую же роль в великой работе Творения. Архангелы и ангелы на Древе Жизни олицетворяют миры Брия и Йецира соответственно в той сфере, к которой они относятся. В сфере Малкут Метатрон и Сандальфон символизируют те модели сознания, которые задают общие условия нашего существования в материальном мире. При этом Метатрон представляет модели, восходящие к энергиям высших сфер, а Сандальфон — модели эволюционного процесса. Ишим, в свою очередь, олицетворяют процессы человеческого восприятия, благодаря которым мы можем познавать материальный мир. Следующие три соответствия Малкут, относящиеся к астрологии, Таро и стихиям, не нуждаются в особых пояснениях. Отдельно комментария заслуживает только астрологическое соответствие — «Олам Йесодот», «сфера стихий». Если божественное имя, архангел и ангел каждой сефиры соотносятся с мирами Ацилут, Брия и Йецира, то астрологическое этой же сефиры соответствие представляет четвертый каббалистический мир — мир Асия. Далее в списке соответствий следует описание из приложения к «Сефер Йецира» — старинного каббалистического текста под названием «Тридцать два пути мудрости», написанного неизвестным каббалистом около тысячи лет назад и переведенного на латынь Иоанном Риттангелем в 1642 году. Эти толкования сефирот и путей Древа не входили в изначальный текст «Сефер Йецира», но нередко публиковались с ним под одной обложкой. В описании Малкут сказано, что эта сефира «возвышается над каждой головой». Имеется в виду, что десятая сфера — это завершение всех процессов, представленных на Древе Жизни, и в этом отношении ее следует признать главнейшей из всех сефирот. Она «восседает на троне Бины», потому что Бина — это прародительница идеи формы, а Малкут — окончательное воплощение всех форм; в определенном смысле Малкут отождествляется со второй буквой Хе в составе Тетраграмматона, а Бина — с первой. Малкут «озаряет сияние всех светочей» (то есть, всех остальных сефирот) постольку, поскольку именно в Малкут все сферы Древа открываются человеческому восприятию. И, наконец, «сила Князя Ликов» — это сила Метатрона, архангела, соотносящегося одновременно и с Кетер, и с Малкут, и связывающего между собой две эти сферы. Магический образ Малкут, который, подобно магическим образам других сефирот, не раз пригодится вам в последующей практической работе, — это традиционное изображение, символически представляющее основные идеи данной сферы. Дополнительные символы, которыми Малкут иногда обозначается в каббалистических трактатах и преданиях, можно использовать как образы для медитации. Цвета, соответствующие Малкут, имеют символические значения, но они не столько выведены из теории, сколько установлены на практике, и применяются, главным образом, для практических магических операций. Визионеры, исследовавшие различные уровни Древа Жизни, пришли к выводу, что энергии Малкут чаще всего воспринимаются именно в таких цветах, какие указаны в таблице выше. Первый из перечисленных цветов представляет божественные энергии в сфере Малкут, вторая группа цветов — архангельские энергии, третья — ангельские, а четвертый цвет — планетарные. Следующие три пункта — соответствие в микрокосме, в физическом теле и в иерархии посвятительных степеней — рассматривались в предыдущих главах и в этой таблице приведены только для справки. Негативная сила десятой сефиры — Лилит, о которой сложено немало странных легенд. Говорили, что Лилит — это ночная демоница, похищающая и пожирающая маленьких детей, соблазняющая мужчин, которые спят в одиночестве, и рождающая от них чудовищ и злых духов. Ее отождествляли с пустыней, морем и прочими проявлениями Природы, опасными для человека. Традиционно ее изображали как прекрасную, обольстительную женщину, способную, однако, превращаться в уродливую косматую обезьяну. В одной из средневековых легенд Лилит выступает как первая жена Адама, потребовавшая, чтобы тот обращался к ней как с равной; за это Адам изгнал ее, а Бог поразил проклятием. Однако Лилит фигурировала как злой дух и в более ранних преданиях, распространенных по всему Ближнему Востоку, а в еще более глубокой древности, судя по всему, была языческой богиней, властвовавшей над разрушительными силами природы и человеческой натуры. В образе и символике Лилит сочетаются идеи смерти и сексуальности, вожделения и страха. Эта двойственность — ключ к пониманию ее места среди символов Малкут. Негативные силы — это, как вы уже знаете, энергии сефирот, вышедшие из равновесия. В случае с Малкут дисбаланс энергий проявляется как одержимость материальными вещами, всепоглощающее вожделение к одним из них и страх перед другими. Если мы поддаемся этому дисбалансу, то все сферы нашей жизни всецело подчиняются нашим желаниям и страхам. У большинства людей самые сильные желания связаны с сексом, а самые сильные страхи — со смертью. И Лилит как олицетворение обоих этих явлений оказывается весьма уместным символом сил, мешающих нам восстановить равновесие в материальном мире, а, следовательно, и на всех прочих уровнях нашего существования. Следует понимать, что власть Лилит не ограничивается теми областями жизни, которые можно назвать материальными в прямом смысле слова: ведь, с магической точки зрения, ни секс, ни смерть нельзя назвать сугубо материальными явлениями. Дисбаланс, воплощенный в образе Лилит, проявляется не на уровне физических предметов, а на уровне установок нашего сознания, а страхи и желания, которым мы поддаемся, далеко не всегда связаны с материальным миром. Точно такой же дисбаланс возникает и в случае, когда объектом всепоглощающих желаний становится духовная сфера, а объектом страхов — мир повседневной жизни. В этом заключается одна из причин, по которым в основании любой эзотерической практики должна лежать медитация. Поскольку мы начинаем работу с уровня Малкут, дисбаланс, представленный образом Лилит, служит одним из первых и самых серьезных препятствий на нашем пути. Но в покое медитации мы избавляемся — пусть хотя бы на некоторое время — от своих желаний и страхов и учимся сосредоточивать внимание на тех объектах, которые не вызывают у нас ни вожделения, ни ужаса. Со временем внутренняя ясность и безмятежность медитации проникают и на уровень обычного мышления, а это, в свою очередь, позволяет действовать на уровне Малкут свободно и беспрепятственно, не подчиняясь ее негативным энергиям.
1. Из стихотворения У. Блейка «Лондон» в пер. М. Зенкевича. — Примеч. перев. Перевод © Анна Блейз, 2013
| |
|